Muxa (muxa_ru) wrote,
Muxa
muxa_ru

История создания электропилы ВАКОПП-1

Сразу предупреждаю и тех кто будет читать и тех кто захочет утащить к себе: это скорее не «история создания электропилы ВАКОПП», а вопросы и версии к истории создания ВАКОПП. Если быть совсем точным — призыв к обмену информацией об этой пиле. Я ищу фотографии, упоминание в литературе 1940-х — 1950-х, описание, характеристики, использование, производство и, по возможности, музеи в которых есть электропилы ВАКОПП. Вобщем всё-всё-всё, и даже больше.

Собственно говоря, эта пила много кому известна, потому как изображена на очень популярном плакате конца 1940-х. Комментарии к этому плакату обычно сводятся к рассуждениям о том что же это за слово такое было, что героев плаката отправили в ГУЛАГ, и каким же безграмотным идиотом надо быть что бы изобразить электропилу на лесоповале среди сугробов. Однако, реальная жизнь была гораздо интересней…

Советский плакат с электропилой ВАКОПП (1948)


… в 1943 году наступил перелом в войне, линия фронта уверенно пошла в западном направлении и возникла как необходимость, так и возможность восстановления страны. Без преувеличения можно сказать что лес был важнейшим ресурсом в деле восстановления страны. Для разрушенной страны лес был как строительным материалом для восстановления жилых и производственных помещений, так и стратегически важным топливом. Жидкое углеводородное топливо в первую очередь уходило туда где без него не обойтись — воюющей армии. В этой ситуации, использование бензопил для лесозаготовок было допустимо для военных инженеров и строителей, но использование драгоценного БЕНЗИНА гражданскими лесорубами заготавливающими ДРОВА иначе как безумием не назвали бы.

Кроме того, ещё в 1930-х упор был сделан именно в сторону электропил и отечественные разработчики имели большой опыт в разработке как электропил, так и электростанций к ним.

Трактор ЧТЗ-60 с газогенераторной электростанцией (конец 1930-х)

Поэтому, когда правительство сказало НАДО, советские разработчики сказали БУДЕТ. Вообще, разработчики из АЛТИ (Архангельский ЛесоТехнический Институт) сказал УЖЕ ЕСТЬ, но несмотря на опыт (в 1930-х АЛТИ был главными в СССР по цепным электропилам) у них не срослось.

Когда была создана электропила ВАКОПП-1

Официальная история МГУЛ/МЛТИ (Московский Государственный Университет Леса/Московский ЛесоТехнический Институт) гласит что электропила ВАКОПП-1 была создана в 1943-1944 году.

Так, в 1943-1944 гг. коллективом ученых МЛТИ и отраслевого института ЦНИИМЭ в составе Г.А. Вильке, П.П. Пациоры, Н.В. Александрова, А.К. Плюснина, А.И. Осипова, В.В. Куосмана была разработана новая электромоторная пила «ВАКОПП», получившая название по фамилиям ее авторов.

Но в связи с тем что МЛТИ возобновил работу лишь в 1943, то такое утверждение выглядит сомнительным.

Студенты МЛТИ изучают электропилу ВАКОПП (журнал Смена, 1949 №6)

Первоначально эти электропилы выпускал ЛиАЗ (Ликинский Автобусный Завод) который тогда относился к лесной промышленности и назывался ЛиМЗ (Ликинский Машиностроительный Завод) и в литературе того времени сообщается о тестовом выпуске электропил ВАКОПП в первом полугодии 1945 года и о планах по серийному выпуску на второе полугодие.

В своей рабочей версии я принимаю именно 1944 — годом создания цепной электропилы ВАКОПП. Не 1945, когда она уже испытывалась, но и не 1943. Кроме всего прочего, это согласуется с литературой конца 1940-х — начала 1950-х.

К сожалению, если копать этот вопрос менее дотошно, то можно найти несколько неправильных вариантов.

Фотоснимок электропил ВАКОПП с сомнительной датировкой 1943

(тут было много букв про ошибочные варианты «года создания», слишком много — отложим на потом :) )

Производство электропил ВАКОПП-1

Если вы начнёте собирать и сравнивать фотографии и характеристики разных электропил ВАКОПП-1, то обнаружите что они не сходятся. Разный вес, разная мощность, разные двигатели, разные шины. А дело в том, что ВАКОПП-1 это типовая конструкция которую можно было модифицировать в зависимости от завода производителя.

Моторный блок электропилы ВАКОПП из китайской книжки

Изначально стоял вопрос о необходимости производства десятков тысяч электропил, и НарКомЛес не имел таких мощностей. Поэтому заказы были раскиданы по заводам других отраслей.

В литературе 1950-х есть перечисление заводов делавших ВАКОПП-1:

  • Ликинский
  • Ижевский (чёрт его знает какой из многих)
  • Тамбовский
  • Таллинский
  • Финский авиазавод (об этом чуть позже)

Не то что бы отечественные заводы выпускали что вздумается из того что по сусекам наскреблось, но двигатель мог иметь различные габариты и вес. И вроде бы предполагалось два типовых варианта 1.3 кВт и 1.6 кВт, но таллинский завод делал 1.2 кВт (если это не опечатка в книге?).

Так же, различие было в оребрении двигателя и устройства смазки цепи на ручке помошника. А ещё, у Ликинских (и возможно Таллинских) версий шина была не «дуги с перемычками», а «пластина с круглыми отверстиями».

Логотип новосибирского завода №188 на электропиле ВАКОПП, радиоприёмнике и ружейной гильзе

Недавно я встретил в интернете фотографию одной из пил, на которой был логотип не подходивший ни к одному из этих заводов. Нашёл — этого завода в моём списке не было!

Да, новосибирский патронный завод (№188). Нормальная ситуация: своих мощностей у лесной промышленности не хватало, и заказ разместили где были свободные мощности.

Логотип ижевского завода на электропиле ВАКОПП

Потом я посмотрел свои фотографии из фондов Тотемского краеведческого музея и и проверил — на крышке редуктор есть клеймо ижевского завода (с характерной ижевской стрелой). Увы, заводов в Ижевске много и их постоянно передавали от ведомства к ведомству, на них размещали разные заказы, поэтому не возьмусь утверждать как именно назывался этот ижевский завод.

Финский след

В некоторых источника электропилы ВАКОПП называются «импортными пилами», эти слова казались мне очередной глупостью, пока я не узнал про производство на финском авиазаводе в Тампере.

Оказывается, часть заказа была размещена на финском авиазаводе в Тампере. Произошло это в рамках выплаты Финляндией репараций которые Советский Союз взимал оборудованием. Полного списка полученного оборудования не нашёл, но предположительно было выпущено и поставлено в СССР 3500 финских версий электропилы ВАКОПП-1 под названиями SSK-II и SSK-III.

Обложка финской инструкции к электропиле ВАКОПП/SSK-II

На имеющейся у меня финской SSK-II имеется 2 русскоязычных шильдика из которых можно сделать вывод что либо пила, либо двигатель были выпущены в конце 1945 года. Так как пила производилась специально для СССР, в Финляндии она практически не использовалась, хотя пилы с шильдиками на финском языке существуют.

Да, так как SSK-II была технически более совершенна (оребрение двигателя и смазка цепи) чем большинство ВАКОПП-1 (об этом можно судить по множеству фотографий), то не исключён вариант что ВАКОПП-1 был адаптированной версией SSK-II (которую, возможно, разработали специально для репараций СССР).

Цепные электропилы ВАКОПП, SSK-II и SSK-III

Сам я придерживаюсь немного более сложного варианта:

  1. Советские конструкторы изучили образцы иностранных электропил, вдохновились и создали свою с подобной компоновкой. Конструкция была удачной, надёжной и подходила к условиям разрушенной советской промышленности.
  2. Получив чертежи ВАКОПП-1, финские производители внесли улучшения и стали выпускать SSK-II и SSK-III.
  3. Улучшения оказались удачными и были применены на электропилах ВАКОПП-1 выпускавшихся на советских заводах.

Эта версия составлена на основании источников конца 1940-х, но требует более тщательной проработки. Поэтому, ни кандидатов на источник вдохновения советских конструкторов, ни узлы улучшенные финскими называть не буду.

Чё я заладил «ВАКОПП-1″, а не просто «ВАКОПП»

В литературе упоминаются так же электропилы ВАКОПП-2 и ВАКОПП-3. Ни статистики производства, ни заводов-изготовителей я не нашёл, но по косвенным данным можно предположить о том что эти пилы существовали как минимум в виде заводских образцов.

Одноручная электропила SSK-II из финского музея

Кроме того, существуют фотографии ВАКОППов без второй ручки — просто с консольной шиной. Но и эта фотография из финского музея, и подобные фотографии отечественных пил наводят на мысль что это самоделки частников, а не серийные или экспериментальные образцы.

Где использовались

Раскряжёвка деревьев электропилой ВАКОПП

Массовость производства и работа от обычного трёхфазного тока с частотой 50Гц позволила широко использовать пилы ВАКОПП-1 в разных отраслях. Кроме лесозаготовок они упоминаются в литературе по строительству, добыче известняка, железнодорожному инструменту (под названием ЭП-1) и в качестве оснащения экспериментального АГДЗС (Автомобиля ГазоДымоЗащитной Службы) ПМЗ-14.

К чему всё это

Информации в интернете и библиотеках я насобирал достаточно много (тут лишь небольшая часть собранного). Может быть где-то есть ещё и достаточно сделать небольшой (или большой) шаг в сторону и обрести Знание!

Электропила ВАКОПП на почётной грамоте (1940-е)

Теперь я с этим буду ходить по тематическим и географическим сайтам и форумам, в надежде на счастье.

Короче, я ищу:

1) Музеи и владельцев электропил ВАКОПП с целью уточнения деталей, получения фотографий пилы для составления более полной картины о модификациях и заводах производителях. И фотографий шильдиков и клейм на редукторах (или где они будут). И прочих элементов — кто его знает в каком элементе обнаружатся различия.

2) Названия мемуаров и имена руководителей или историй заводов: Ликинского Автобусного, Тамбовского «Ревтруд», Новосибирского патронного, Таллинского завода «Ильмарине». А так же ЦНИИМЭ, МЛТИ/МГУЛ и АЛТИ/АЛТУ. Про ижевский не спрашиваю — их там слишком много и неизвестно какой конкретно был задействован. Можно названия, можно сканы/фотографии.

3) Упоминания в местных журналах и газетах о механизации лесозаготовок в первые послевоенные годы. Сканы и цифровые фотографии старых фотографий с электропилами.

4) Информацию из справочников 1940-х — 1960-х по вспомогательному железнодорожному электроинструменту, инструменту для добычи камны или известняка, вспомогательному оборудованию противопожарных служб.

5) Информацию о статуях, картинах и барельефах на которых изображены лесорубы с электропилами. ТАКИЕ ЕСТЬ! Если есть подозрения что это барельеф с пилой — присылайте фотографию. Будем разбираться.

6) Названия художественных, документальных (хроники) и учебных фильмов в которых изображено использование бензопил и электропил на лесозаготовках. Среди советских кинохроник попадаются интересные кусочки.

Шлите всё что есть — пусть лучше будет два раза, чем ни одного!

Писать можно по электронной почте motopila@gmail.com,info@motopila.ru или в обсуждении к записи http://muxa-ru.livejournal.com/447338.html.


Оригинал размещён по адресу http://motopila.tv/vakopp-1/. Здешняя копия предназначена для повыщения удобства цитирования в журналах на LiveJournal.com

Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 3 comments